На этот вопрос ответят лишь специалисты в области экстрасенсорных явлений. Психографией или автоматическим письмом они называют процесс получения смысловой информации помимо воли человека, когда он только держит в руке карандаш или ручку, а они сами движутся по бумаге помимо его воли. Хотя в реальной жизни случаи проявления этого феномена могут быть гораздо разнообразнее и по форме, и по содержанию. Поэтому его правильнее назвать «самопроизвольным знанием» в широком смысле слова. Известны случаи, когда человеку помимо его воли не просто неожиданно поступает какая-то информация, но и у него вдруг спонтанно проявляется и умение выполнять весьма сложные действия.
интересный пример проявления данного феномена встретился мне в отчетах волонтеров американского «Корпуса мира», благотворительной консультативной организации, действовавшей в шестидесятые годы во многих странах «третьего мира».
...Работавшая в Гане волонтером «Корпуса мира» Нэнси Лимперс была прекрасным агрономом, но ничего не понимала в «железках». Поэтому, когда ее «лендровер» заглох у края маленькой деревни, она пришла в отчаяние.
Пока Нэнси горестно размышляла о том, что предпринять, вокруг машины собрались жители деревни во главе со старостой. Местного наречия она не знала, но в пространных объяснениях не было нужды. Староста без слов понял, в чем дело, и, вытащив из толпы мальчика лет десяти, подтолкнул его к «лендроверу».
То, что произошло дальше, повергло американку в изумление. Негритенок медленно обошел вокруг машины и поднял капот. Он проделал это с такой уверенностью и сноровкой, будто «лендровер» был для него привычной игрушкой. Минут десять мальчик пристально вглядывался в мотор, а потом знаками пояснил Нэнси, что ему нужны инструменты.
Получив их, негритенок принялся копаться в моторе, что-то подкручивая, подтягивая, прочищая, и в конце концов мотор вдруг завелся.
Когда Лимперс добралась до ближайшего городка и рассказала об этом чуде тамошнему полицейскому, он ничуть не удивился. Оказывается, тот темнокожий мальчонка-механик был известен всей округе. Он никогда ничему не учился, но каким-то непостижимым образом мог починить любой механизм. Причем мальчик и сам не знал, как это у него получается.
Чаще всего подобное «спонтанное умение» проявляется в случаях, когда человек вдруг начинает говорить на иностранном языке, который раньше никогда не изучал.
Еще в 1860 году в газете «Нью-Йорк Трибюн» было напечатано письмо члена Верховного суда Нью-Йорка Юджина Эдмонса об одном из таких случаев:
«Моя дочь знает только английский язык и немножко французский, которому училась в школе. Тем не менее иногда по целому часу она говорит на девяти-десяти других языках с такой легкостью и скоростью, словно они для нее родные. Недавно был случай, когда один из наших знакомых, грек по национальности, несколько часов беседовал с моей дочерью на греческом языке, которого до этого она никогда и не слыхала.
В другой раз с моей дочерью общались несколько польских джентльменов. Она произносила по-польски слова и целые фразы, но смысл, как выяснилось позже, не понимала».
* * *
В наши дни большую известность приобрел бразилец К. Мирабелли. Зная три языка, он писал на двадцати восьми.
И наконец нельзя не упомянуть об опытах врача-гипнолога Владимира Леонидовича Райкова, одного из президентов Международной федерации теоретического и экспериментального гипноза. То, что делает Райков, поражает. Например, студенту технического вуза, владеющему английским языком «в объеме средней школы», то есть практически не знающему его, под гипнозом внушалось, что он студент Оксфордского университета и может говорить только по-английски. И происходила потрясающая метаморфоза: человек начинал блестяще объясняться по-английски и при этом уже ни слова не понимал по-русски.
В ходе другого эксперимента экс-чемпиону мира Михаилу Талю предложили сыграть шесть партий с испытуемым Николаем В. Первые три Николай играл в обычном состоянии, три другие — под гипнозом, когда Райков внушил ему, что он — выдающийся шахматист прошлого Поль Морфи.
После сеанса Таль сказал, что в первых трех партиях он играл с человеком, едва передвигающим фигуры, а в трех последующих встретился с совершенно иным шахматистом — смелым, агрессивным, играющим несравненно лучше.
Райков творит настоящие чудеса. Люди, никогда ранее не умевшие рисовать, начинали у него писать картины, не знавшие нот под действием гипноза исполняют сложные музыкальные произведения.
Во время другого опыта Райков внушал студентам второго курса факультета журналистики МГУ образ кого-либо из выдающихся писателей — Тургенева, Толстого, Гоголя, который якобы в данный момент работает над своей рукописью. Комиссия из профессиональных литераторов затем сравнила сочинения, написанные теми студентами до начала опыта и после сеансов гипноза. По чистоте стиля, образности языка последние работы не шли ни в какое сравнение с первыми.
Создается впечатление, что во всех случаях проявления спонтанного умения кто-то другой, невидимый, отключает сознание человека, после чего говорит его устами или делает что-то его руками. В опытах же доктора Райкова сам экспериментатор создает для этого благоприятные условия, вводя человека в гипнотический транс.
Все эти феномены не соответствуют традиционному определению психографии как получения смысловой информации помимо воли человека, но вполне укладываются в рамки «самопроизвольного знания».
Феномен психографии можно объяснить, если обратиться к гипотезе о существовании глобального информационного поля. Упрощенно его допустимо представить в виде бесконечно большого банка данных, в который заложена информация обо всем, что было в прошлом, происходит сейчас или случится в будущем. Причем, если исходить из содержания некоторых психограмм, эта информация имеет отношение не только к нашей планете, но и ко всей Вселенной.
Сергей Арефин. INTERПолиция, № 2 - 2002